В отличие от обычных граждан, для индивидуального предпринимателя смена фамилии ИП влечет замену не только основных документов, но и тех, с которыми он осуществляет предпринимательскую деятельность.
Важно! Сведения о паспортных данных индивидуального предпринимателя содержатся в реестре ЕГРИП.
Правовое регулирование смены фамилии
Таблица 1. Документы, регулирующие предоставление документов на ИП при смене фамилии в регистрирующем органе
Норма права | Пояснение |
Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» | Устанавливает сведения, содержащиеся в реестре и правила их обновления. Устанавливает порядок внесения изменений в ЕГРИП. |
Приказ ФНС России № ММВ-7-14/481@ от 12.09.2016 | Утверждает новый документ – лист записи. Отменяет выдачу свидетельств. |
Федеральный закон № 312-ФЗ от 30.10.2017 «О внесении изменений в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» | Устанавливает новые правила выдачи готовых документов. |
Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от РФ от 16.10.2003 № 630 | Устанавливает правила ведения реестра и порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРИП. |
Обязанность по уведомлению налогового органа о смене фамилии
Согласно пункту 4 статьи 5 ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», паспортные данные поступают в реестр от органов ЗАГС и паспортно-визовых служб, осуществляющих замену паспортов. Однако закон не отменяет обязанности предпринимателя уведомить о перемене ФИО регистрирующий орган.
Важно! Сведения о ФИО и месте проживания в реестре ЕГРИП обновляются самостоятельно, без участия индивидуального предпринимателя. Но, согласно п. 5 статьи 5 ФЗ-129, предпринимателю все же нужно сообщить об изменениях в регистрирующий орган в течение 3-х дней.
При смене фамилии меняется и название ИП, поскольку состоит из ФИО предпринимателя.
Нужно ли менять свидетельство ОГРНИП
Свидетельство ИП при смене фамилии менять не нужно.
Согласно Приказу ФНС России № ММВ-7-14/481@ от 12.09.2016 с 1 января 2017 года полностью отменена выдача свидетельств. Теперь подтверждающим документом является так называемый Лист записи, который выдается вновь зарегистрированным ИП и тем, кто решил восстановить утраченное свидетельство.
Новый документ внешне похож на выписку из ЕГРИП, однако, в отличие от нее, данный документ содержит только основные сведения, касающиеся каждой отдельно взятой регистрации в реестре, т.е. сколько происходило записей в реестре, столько и листов записи будет у предпринимателя.
Куда обращаться для получения листа записи
Для получения листа записи с новой фамилией, необходимо обратиться в регистрирующий орган по месту прописки предпринимателя и представить следующие документы:
- заявление о предоставлении листа записи;
- документ об оплате государственной пошлины, оплаченной от заявителя.
Важно! Размер платы за предоставление листа записи составляет 200 руб., при необходимости получения в ускоренном режиме – 400 руб. за срочное предоставление.
Форма и содержание заявления
Заявление оформляется в свободной форме с обязательным указанием следующих реквизитов:
- ФИО предпринимателя;
- номера ОГРН, ИНН;
- место регистрации;
Кроме того, рекомендуется в заявлении указывать контактный номер телефона для связи инспекторов с заявителем.
Скачать образец заявления на предоставления листа записи
Раньше получить лист записи можно было на бумажном носителе лично или по почте. Однако с выходом изменений в Законе №312-ФЗ от 30.10.2017 года все изменилось. Теперь ФНС выдает документы только в электронном виде.
Чтобы получить обновленный лист записи, необходимо будет подать заявление лично в инспекцию, а ответ инспекция пришлет электронно на указанный заявителем почтовый ящик.
Сроки предоставления
Согласно законодательству, существуют сроки предоставления листа записи:
- в срочном режиме – готовность на следующий день после подачи запроса;
- в стандартном режиме – готовность в течение 5 дней с момента подачи запроса.
Такой лист записи будет иметь полноценную юридическую силу, поскольку подписывается усиленной электронной цифровой подписью.
Кроме того, подтвердить изменения данных возможно с помощью выписки из ЕГРИП. Она также содержит сведения о произошедших изменениях и имеет юридическую силу, а запросить ее можно бесплатно на сайте ФНС.
Справка! Менять подпись после смены фамилии ИП не желательно.
Порядок получения выписки онлайн
Шаг 1. Регистрация на сайте ФНС
Чтобы зарегистрироваться на сайте налоговой службы, необходимо создать новую учетную запись, заполнив основные сведения в регистрационной форме. Далее нажать на кнопку «Продолжить».
В случае верного заполнения формы на электронную почту пользователя придет сообщение с просьбой подтвердить учетную запись. Ссылка на подтверждение регистрации действительна только трое суток.
Шаг 2. Авторизация на сайте
Для авторизации необходимо ввести ранее указанные логин (почта) и пароль в форме для входа.
Шаг 3. Отправка запроса
Чтобы создать заявку, необходимо нажать на кнопку «Новая заявка» в личном кабинете после авторизации.
Далее нужно заполнить ОГРНИП индивидуального предпринимателя и отправить запрос, нажав на кнопку «Сформировать заявку».
Формирование электронной выписки занимает короткое время, чаще от 5 до 10 минут. По истечении указанного времени в списке заявок появится сформированная выписка.
Готовую выписку можно скачать и распечатать для дальнейшего использования.
Электронный вариант представленного документа юридически заменяет бумажный, полученный лично в налоговой инспекции с синей печатью, поскольку подписан усиленной электронно-цифровой подписью.
Важно! Государственная пошлина за предоставление электронной выписки не взимается.
Нужно ли менять свидетельство ИНН
В отличие от свидетельства ОГРНИП, свидетельство ИНН поменять все же придется. Однако в соответствии с отменой голографических бланков, теперь идентификационный номер налогоплательщика выдается на обычном листе формата А4.
Для получения нового свидетельства ИНН необходимо обратиться в инспекцию по месту жительства индивидуального предпринимателя, а можно заказать электронно – на сайте ФНС или на портале «Госуслуги».
Получить ИНН онлайн: пошаговая инструкция
Чтобы получить свидетельство ИНН на официальном сайте ФНС, необходимо зайти в раздел «Физическим лицам» и выбрать услугу «Получить или узнать ИНН».
Следующим шагом будет выбор в меню функции «Я хочу встать на учет в налоговый орган (получить свидетельство ИНН)».
Далее открывается окно, содержащее подробную информацию о способах формирования заявления на выдачу свидетельства ИНН.
Следуя инструкции, заявитель может заказать свидетельство ИНН онлайн, а также распечатать и заполнить бланк заявления и подать его в налоговую инспекцию лично.
Важно! Срок выдачи свидетельства ИНН составляет 5 дней.
Видео по теме: Способы получения свидетельства ИНН
Что еще нужно заменить предпринимателю
Помимо вышеуказанных документов, гражданину, ведущему предпринимательскую деятельность, также потребуется поменять и иные документы, сопровождающие его коммерческую деятельность.
Таблица 2. Документы для замены после смены фамилии
Документы | Куда обращаться |
Уведомление о постановке на учет в пенсионном фонде | Отделение ПФР России |
Уведомление о постановке (информационное письмо с кодами) в Росстате | Управление федеральной службы государственной статистики |
Документы на лицензию | Лицензионная палата |
Банковские счета и документы | Банк, обслуживающий расчетный счет ИП |
Договоры с контрагентами | Юридический отдел контрагента для внесения изменений в договоры и сопутствующие документы |
Трудовые договоры с работниками | Самостоятельно внести изменения в трудовые договоры работников, в сопутствующие документы, а также в бухгалтерию предпринимателя. |